Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Next Entry
История, Игра и концептуально-культурный мейнстрим.
natarintah

Приметы эпохи всегда находят отражение в произведениях деятелей культуры своего времени. Мастера культуры могут запечатлевать как положительные, так и отрицательные стороны бытия. Могут акцентировать внимание на проблемах общества, или же воспевать героизм и трудовой подвиг народа. Могут изобличать тиранов или прославлять героев.

Певцы эпохи могут быть в разной степени одаренными личностями: от посредственных ремесленников, до гениев на все времена, чье имя никогда не сотрутся со страниц истории, покуда история будет продолжаться. А вновь «прибывшие на землю поэты» будут вдохновляться ими в своем нелегком труде «обновления значения слов и предметов», то есть дарования Миру смыслов. Вдохновляться и вдохновлять народ на труд и любовь.

Талантливые деятели культуры способны улавливать нечто, разлитое в воздухе и отражающее содержание эпохи, ее лики и излагать на холсте. Гении же способны выпорхнуть за рамки заданности и узреть не только то, что разлито в неких тонких нематериальных сферах, но и различить нечто грядущее, неведомое, смутное, иногда зловещее, иногда прекрасное. Как писал А. Блок:

Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.

Гений всегда обладает внутренней интеллектуально-эмоциональной целостностью, которая только и позволяет ему узреть окружающее его бытие не фрагментарно, а именно во всей его полноте. А узрев, дать творческие ответы на вызовы неизведанного. И это опять же прекрасно подметил Блок:

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Но я бы сегодня хотел поговорить не о гениях, коих в современную эпоху практически нет, поскольку эпоха господства всепроникающего постмодернизма, словно радиация «губит каждого гения в зародыше».  Я бы хотел поговорить о талантах, которые, пока еще остались даже в самом царстве постмодерна – на Западе и о подрядчиках (даже не ремесленниках), которые подряжаются формировать концептуально-культурный мейнстрим.

Действительно, если таланты улавливают нечто разлитое в воздухе, значит это нечто кто-то предварительно разлил. Кто же это? Подобного рода вопрос звучал бы глупо еще сто лет назад. Ведь испокон веков было известно, что этот «кто-то» – История, движимая до сих пор неизведанными механизмами. И конкурентов у нее на этот поприще нет!

Но вот настал ХХ век. Век форсированной технологизации, индустриализации, информатизации. Этот век дал нам величайшие завоевания человеческого технического гения. С появлением таких инструментов, как телевидение и радио, начали стираться границы. Впервые у человечества появилась возможность получать информацию «тепленькой», в режиме реального времени, сидя дома на диване. Изобретение интернета и сотовой связи вообще окончательно сплело весь Земной шар всепроникающей информационной паутиной.

Но, как и любой инструмент, информационный может использоваться как в созидательном русле информирования, так и в разрушительном русле одурачивания и манипулирования. Чем больше человечество приковывалось к экранам, кинескопам и мониторам, чем больше оно погружалось в красочные виртуальные грезы, тем меньше оно желало встречаться с зачастую серой и унылой повседневной действительностью. Чем больше наваливается на человека реальных проблем, тем сильнее его стремление убежать в беспроблемную виртуальность. В такую виртуальность, где он сам себе может настроить степень комфорта. Где страдают кто угодно, но не он. И это греет. Пускай хоть на время, но он получит свою сладкую пилюлю.

Убегая таким образом в виртуальность, человек постепенно начал лишаться способности видеть и ощущать действительность как она есть. Зачем на нее смотреть, если от нее можно убежать? Загнав себя в такого рода ловушку, он добровольно отдал право распоряжаться своей судьбой тем, кто формирует информационный контент. Ведь не может быть хозяином своей судьбы тот, кто сбежал от реальности и не способен ее преобразовать!

А раз так, можно выстраивать любые декорации. В специально отстроенных павильонах проводить операции по захвату дворца Каддафи. Демонстративно на камеру трясти пробирками со стиральным порошком и получать этим мандат на вторжение в Ирак. Можно бандеровцев именовать демократами, а народное сопротивление нацистам – террористами. Теперь можно называть зло добром, а добро злом, терзать невиновных и на них же переключать «праведный гнев» «пипла», который все это будет «хавать».

И вот тут на сцену выходит элитный киллер по имени Игра, взявший контракт на убийство простолюдинки Истории. Покуда человечество все больше отказывается от реальности и убегает в сладкое царство грез, покуда оно жаждет не истины, но комфорта, то кто как не Игра теперь будет разливать в воздухе то, что хочет она и вся коллективная элитарная сущность властьпридержащих и сильных мира сего? Не История.

И в этом плане, я предлагаю посмотреть, какой образ будущего нам транслируется массовой культурой с больших и малых экранов. Чему, как не научной фантастике формировать этот самый образ?

Даже беглый обзор фантастических фильмов последних лет, не говоря уже о компьютерных играх, позволяет составить представление о том, какое будущее нам готовят. Практически все более или менее концептуальные фильмы, показывающие нам мир будущего – пессимистичны и антиутопичны. Они рисуют нам либо погрязший в симулякрах мир, начисто лишённый подлинности, либо фашистский мир, разделенный непроницаемыми социальными перегородками. Мир, где избранное меньшинство эксплуатирует второсортное большинство, используя его как расходный материал.

К примеру, в фильме «Время» нам повествуют о том, что человечество изобрело бессмертие, и каждый рождается таковым. Но рано радоваться, во избежание перенаселения, время стало универсальной валютой. Мир поделен на богачей, у которых в запасе миллиарды лет и нищих, которые борются за каждую секунду.

Фильм «Элизиум: Рай не на Земле» повествуют о «светлом» будущем, где богатое меньшинство землян построило на орбите Земли огромное кольцо-симулятор нашей планеты, где организовано роскошное экологичное жизненное пространство с уютными домиками, городами, парками и лесами. А на напрочь загаженной Земле осталось большинство, которое своим тяжким нечеловеческим, рабским трудом обеспечивает благополучие избранных господ. И это не единичные случаи. Подобного рода фильмов много: «Вспомнить все» (2012), «Матрица», «Суррогаты», «Эквилибриум» … если постараться можно список продолжить. И это уже не говоря о множественных зомби и инопланетных апокалипсисах, или восстаниях «планет обезьян».

Вместо коллективизма – предельная атомизация. Вместо единства рода человеческого – многоэтажность и фундаментальное неравенство. Вместо освоения космоса и экспансии человечества в новые миры – деструкция и расщепление своего мира. Вместо борьбы с неизведанным и непознанным – регресс и архаизация. Вместо рая на земле – ад, даже на небесах.

Сравните это с оптимистической советской фантастикой! Сравните с тем, о каком будущем мечтал советский человек! Чувствуете разницу?

У меня постоянно возникает вопрос, что это? Пусть, порой, качественная, но все же работа подрядчика от «фабрики грез», исполняющего заказ на то, чтобы мы с вами грезили только фашистскими антиутопиями? Или же работа не лишенного таланта художника, уловившего нечто в элитном воздухе закрытых клубов, типа «Римского», десятками лет, разрабатывающих неомальтузианские концепции для человечества? До конца сказать трудно, но то, что это не рука гения – точно.

Не является ли тот ужас, который происходит по всему миру от Ближнего Востока до Украины первыми явными шагами элит для претворения этих грез в реальность? Не являются ли эти грезы концептуальным оформлением того черного «идеала», под который планируется трансформировать Бытие?

Однозначные ответы на эти вопросы дать трудно, пусть каждый для себя нечто поймет сам. Но лично я уверен, что это не то будущее, которое уготовано нам Историей. Это то будущее, которое уготовано нам теми, кого История призвана смести. И только от нас, обыкновенных людей зависит, преуспеют они, или мы. От наших действий или бездействий зависит, будет построен на Земле ад или рай. Будет ли дан коллективный творческий ответ на вызов современности. Будет ли человечество вновь рождать творческих гениев или же падет под игом хладнокровных технологов и их хозяев. Все в наших руках. Но для начала нужно оторваться от монитора и посмотреть в окно…


  • 1
У талантливого коллективного художника фабрики грез есть аккуратные и исполнительные подрядчики. Поэтому этот вопрос - не вопрос.

Видимо так оно и есть.

Можно ещё добавить к списку каналов, по которым транслируется это антиисторическое содержание: живопись, архитектура, книги, журналы, театр и т.д. Идет почти тотальное засилье в наш мир образов будущего ада. В сознании человека, который сформируется в таком информационном бульоне, будут отсутствовать те элементы, которые позволят ему вырваться из этого скверного бытия. Распространив это влияние на всех живущих на земле, мир погрузится в тёмные века и в итоге исчезнет совсем. Много ли сегодня в мире людей, которые ощущают приближение таких времён? Способны ли они вырвать из лап зверя Мир, который он собрался сожрать? Поймут ли они, что им придётся стать теми, кто должен это сделать? Иначе жизни и судьбы всех поколений мечтателей, героев, обычных людей, живущих ради будущего своих детей, всех тех, кто двигал историю по восходящему потоку развития человека, будут преданы забвению в тёмных временах.

А здорово было бы соорудить игру с миром утопией, в которой оказывается попаданец из современности, такой антропопессимист. И начинает изыскивать способы раскачать эту утопию ибо не верит, и постоянно обламывается.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account