?

Log in

No account? Create an account

Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Flag Next Entry
700 фантастических романов в год.
natarintah

Наткнулся на новость, что количество выпускаемых в России фантастических романов в год достигло 700. Статистическими данными поделился председатель оргкомитета конвента "Интерпресском", издатель Александр Сидорович.

Сидорович сравнивает эти показателями с началом 90-х, затрагивая тему количества:

"Количество фантастики - до 700 романов в год - поистине огромно, особенно если учесть, что в начале 90-х годов классик жанра Борис Стругацкий не мог набрать и десятка книг на эту тему"
Конечно, можно возликовать проснувшемуся интересу к фантастической литературе со стороны читателя и авторов, однако, как мне кажется, куда важнее вопроса о количестве, как оно всегда бывает, - вопрос качества.

"По его словам, за последнее пятилетие наметилось большое число фантастической прозы на тему "попаданцы": герой попадает в прошлое или в будущее и каким-то образом действует там как человек современной цивилизации. Вторую тематическую тенденцию он назвал "лит РПГ" и связана она с компьютерными играми. По сюжету сам игрок оказывается внутри предложенной ему игры или придуманной им самим, из которой непросто выбраться "в свое время". Нередко это связано с попыткой "переиграть" какие-то исторические события - будь то крымская или русско-японская война. Авторам, пишущим на эту тему, в среднем не более 25 лет, и их сочинения нередко оказываются очень популярными в Интернете."

То есть, если верить Сидоровичу, фантастикой эти труды можно назвать с большой натяжкой. Это скорей фэнтэзи. Если истории про "попаданцев" еще можно в принципе интересным образом обыграть и какие-то серьезные вопросы худо-бедно попытатсья поднять, например, как Азимов, то с "лит-РПГ" все намного хуже.

РПГ - это жанр компьютерных игр в той или иной вымышленной вселенной, где игрок примеряет на себя шкуру виртуального протогониста и вершит судьбы вымышленных миров. Вещь крайне вторичная сама по себе. Что-то вроде Бордрияровской симуляции, только в пока еще не очень совершенной форме. Форма эскапизма.

А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Со стороны же, эти 700 романов мне больше напоминают 700 романов Дарьи Донцовой. Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества, в бесконечное копошение в  альтернативных линиях истории, топтание на месте в РПГ-вселенных и, по большому счету - в коммерческий продукт. "Для девочек" ведь есть Донцова, значит и "для мальчиков" должна быть аналогичная жвачка.

Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества. Поднять вопросы, которые должны быть разрешены на пути к построению этого будущего. Вопросы этические, технические, практические, метафизические, в конце концов. Однако, в том-то и проблема, что нет ни у кого образа этого будущего, нет видения завтрашнего дня. Есть исчерпанность настоящего и попытки из его рассыпающихся осколков собрать какокого-то франкенштейна. Да и вообще, фэнтэзи уже давно как жанр стало популярней любой самой корявой фантастики. А это уже не просто топтание на месте, это желание откатиться в архаизированное прошлое и барахтаться там до бесконечности.



  • 1

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

>> 2. "Фантастика должна" - Кому должна? Автор, а с чего вы решили, что она что-то должна вам, а не мне или Пупкину? Как очень хорошо заметил известный (надеюсь и вам) Глен Кук, "единственное условие: фантастика не имеет права быть скучной".

Таки тем хуже для фантастики и для вас. И вашим единомышленникам, кто повёлся на подобную лапшу от Глена Кука.

Таки расскажите, что именно и на каком основании вам должна эта самая фантастика. Потому что пока - хуже для вас, это ведь вы переживаете о не отданных долгах и неправильном поведении ни о чем не подозревающих писателей и читателей.

Re: Поясните

Вы про понятие миссии слышали? Так вот, пока фантастика, равно как и любая другая область, этой миссии служит, она представляет соответствующую ценность.

В этом смысле шлакование фантастики - не есть неисполнение обязанности перед кем-то, а грех перед самой собой.

Если кто-то полагает ценностью развлечение, то он своё получает. Закономерный результат - отрасль превращается в шлак, из которого хочется извлекать жемчужины, а не стеклянные шарики.

Лично я знаю другие произведения, и хочу, чтобы именно их уровень задавал планку качества в литературе. И я точно знаю, что в уровне своих требований я не одинок.

Re: Поясните

Миссия, это вы про "партийность литературы" Ильича? :-)
Насколько я понимаю, миссия определяется:
а) теми кто осуществляет действие
б) теми кто организует, направляет действие.

Вопрос, вы являетесь зачинателем, руководителем или владельцем фантастики, что бы определять, какая именно миссия ей присуща?

Вообще-то фантастика бывает разная. Поймите, что ваше "определение миссии" ограничивается вложенными лично средствами, т.е. "голосуйте рублем". И в рамках этого определения вы совершенно справедливо и очень правильно поставите свой акцент - какая миссия фантастике нужна. Только не мешайте и другим в подобном праве. И если их рубль оказывается больше, то получается что миссия не та, что вы думали, а та, за которую заплатили.

Что бы командовать, недостаточно спеси и самодовольства, надо бы иметь право.

Re: Поясните

Да вы, батенька, сами фантаст - приписали мне то, чего я не говорил. Что такое миссия, чем она определяется, право командовать...

Теперь по существу. Вы, собственно, не опровергли моего тезиса о том, что "тем хуже для фантастики". Потому как вопрос о том, что хуже, а что лучше, решается не голосованием рублём, а голосованием памятниками, переизданиями, вторичными произведениями (например, экранизациями) и иными творческими вещами.

Как вы понимаете, измерение высоты дома с помощью барометра (если вы не знаете этой поучительной легенды из жизни великих физиков, я вам её расскажу) может быть произведено очень опосредованно. Это вам на будущее, чтобы задуматься об адекватности оценки, получаемой тем или иным способом.

Хотя вам, как корифею фантастики, наверняка, виднее. Творческих вам успехов!

P.S. не за мой счёт.

Re: Поясните

И где ж я вам что-то приписывал? Задать вопрос не означает приписать. И о миссии написали именно вы, сведя к ней "долг" и "служение".

Вопрос "хуже или лучше" вообще не решается, поскольку глубоко субъективен. Памятники лишь показывают, какая группа оказалась более успешной или везучей в историческом плане. Но ждать суда "памятниками" - слишком долго, а вот краткосрочно прикидку дает именно "голосование рублем". Поскольку Советская власть этими самыми "памятниками" ликвидирована и парткомов или комитетов по литературе больше нет.

Отталкиваясь от "вторичных признаков" можете петь осанну автору "Игр престолов", вот уж у кого "вторичное" расплодилось...

Насчет корифеев и барометров - это не про меня, ну да я вашим фантазиям не указчик, у нас, слава богу, свобода слова.

И главное, "P.S. не за мой счёт." - вот это очень верно. Именно так. Это и есть - голосование рублем, кто барышню обедает, тот ее и танцует, евпочя.

Re: Поясните

Вы себе-то хоть, объяснили почему вас постоянно заносит на какие-то левые темы? То парткомы, то служение, то ещё что-то. Можете не отвечать, особенно при ваших проблемах с цитированием.

Лично я никуда не спешу, могу и критерием памятников оперировать.

Я знаком со вторичным творчеством по мотивам Гарри Поттера. Полагаете, с Игрой престолов дело обстоит иначе?

Re: Поясните

почему вас постоянно заносит на какие-то левые темы? - если вам непонятна связь и тема кажется левой, просто спросите.

могу и критерием памятников оперировать - оперировать как бы можете, но откуда вам знать, какие памятники победят? Если взять высказывания весьма толковых лиц о "будущем" и "новых тенденциях", прослеживается очень частое попадание в просак.

Я знаком со вторичным творчеством по мотивам Гарри Поттера. Полагаете, с Игрой престолов дело обстоит иначе? - примерно так же, может даже и покруче. Это по-вашему достаточно же, что бы считать указанные произведения образцом следования миссии.

Re: Поясните

А я заранее не знаю, что за памятники будут стоять и как долго. Я просто не отказываюсь от этого критерия. Но я с уверенностью могу сказать, какие памятники точно не появятся. Да и вы, наверняка, тоже сможете назвать ряд таких авторов.

Насчёт достаточности вы перегибаете палку: я не свожу столь сложную тему к ограниченному набору простых критериев. И "вторичка" бывает разного качества, и появиться она может далеко не сразу. Но я вас призываю не опираться на одно лишь "голосование рублём", и других во искушение не вводить. Я вполне при этом допускаю, что фантастика нынче переживает период кризиса, и нечто, выделяющееся над шлаком, лишь свидетельствует о том, что жизнь ещё теплится.

Re: Поясните

Просмотрев ваши странички, нашел что мы весьма близки во взглядах, вероятно поэтому и спорим :-)

Моя отсылка к кошельку основана на 2х факторах:
1. Как вы верно заметили, мы не знаем, какие памятники будут стоять. Поэтому любое утверждение о правильности той или иной литературы - глубоко субъективно и базируется на неких личных оценках. Некоторые критерии оценки могут быть и достаточно объективными, но если автор (в данном случае - вы) не в состоянии их просто и кратко сформулировать (ответ на мой вопрос "кому должна") - то ему не стоит упираться, возможно это просто "дело вкуса".
2. Принцип "кто платит, тот и заказывает музыку" - весьма объективен и поэтому литература (в лице писательско-графоманской братии) прежде всего должна тем кто платит, т.е. если люди в массе хотят развлекательной литературы, то она таки должна развлекать.

Кроме этого, есть еще одно важное замечание - нам не дано знать будущего. Очень часто бывает, что то, что сначала будучи отступлением от классических канонов кажется бунтарством и вызывает яркую критику, со временем само становится классикой.

Я выше упоминал "Баймера", если не читали - рекомендую, очень в тему. По Лит-рпг, не сочтите за труд, почитайте "Шериф" Ильина, думаю не пожалеете.

Re: Поясните

В ваших словах есть здравый смысл, но я бы обратил внимание вот на какой момент.

Принцип "кому выгодно" в самые интересные исторические моменты начинает давать сбой. Именно тогда выходят произведения, за которые светят не деньги, а костёр, застенок или вздрючка в парткоме. Как раз по причине отступления от классических канонов.

Собственно, здесь я бы и поупирался в преобладание миссии над выгодой. Это редкие точки, но они переломные.

Книги я включу в свой список, спасибо.

  • 1