?

Log in

No account? Create an account

Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Flag Next Entry
700 фантастических романов в год.
natarintah

Наткнулся на новость, что количество выпускаемых в России фантастических романов в год достигло 700. Статистическими данными поделился председатель оргкомитета конвента "Интерпресском", издатель Александр Сидорович.

Сидорович сравнивает эти показателями с началом 90-х, затрагивая тему количества:

"Количество фантастики - до 700 романов в год - поистине огромно, особенно если учесть, что в начале 90-х годов классик жанра Борис Стругацкий не мог набрать и десятка книг на эту тему"
Конечно, можно возликовать проснувшемуся интересу к фантастической литературе со стороны читателя и авторов, однако, как мне кажется, куда важнее вопроса о количестве, как оно всегда бывает, - вопрос качества.

"По его словам, за последнее пятилетие наметилось большое число фантастической прозы на тему "попаданцы": герой попадает в прошлое или в будущее и каким-то образом действует там как человек современной цивилизации. Вторую тематическую тенденцию он назвал "лит РПГ" и связана она с компьютерными играми. По сюжету сам игрок оказывается внутри предложенной ему игры или придуманной им самим, из которой непросто выбраться "в свое время". Нередко это связано с попыткой "переиграть" какие-то исторические события - будь то крымская или русско-японская война. Авторам, пишущим на эту тему, в среднем не более 25 лет, и их сочинения нередко оказываются очень популярными в Интернете."

То есть, если верить Сидоровичу, фантастикой эти труды можно назвать с большой натяжкой. Это скорей фэнтэзи. Если истории про "попаданцев" еще можно в принципе интересным образом обыграть и какие-то серьезные вопросы худо-бедно попытатсья поднять, например, как Азимов, то с "лит-РПГ" все намного хуже.

РПГ - это жанр компьютерных игр в той или иной вымышленной вселенной, где игрок примеряет на себя шкуру виртуального протогониста и вершит судьбы вымышленных миров. Вещь крайне вторичная сама по себе. Что-то вроде Бордрияровской симуляции, только в пока еще не очень совершенной форме. Форма эскапизма.

А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Со стороны же, эти 700 романов мне больше напоминают 700 романов Дарьи Донцовой. Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества, в бесконечное копошение в  альтернативных линиях истории, топтание на месте в РПГ-вселенных и, по большому счету - в коммерческий продукт. "Для девочек" ведь есть Донцова, значит и "для мальчиков" должна быть аналогичная жвачка.

Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества. Поднять вопросы, которые должны быть разрешены на пути к построению этого будущего. Вопросы этические, технические, практические, метафизические, в конце концов. Однако, в том-то и проблема, что нет ни у кого образа этого будущего, нет видения завтрашнего дня. Есть исчерпанность настоящего и попытки из его рассыпающихся осколков собрать какокого-то франкенштейна. Да и вообще, фэнтэзи уже давно как жанр стало популярней любой самой корявой фантастики. А это уже не просто топтание на месте, это желание откатиться в архаизированное прошлое и барахтаться там до бесконечности.



  • 1
Сеттингом, сюжетом.
В игре тоже свои ограничения там строже с правилами. (иначе игрой не будет)
Тот же Вархаммер тащит за счёт потрясающего сеттинга. (у него все компьютерные воплощения неудачны)
Игры под одного персонажа - они сезонны. Ведьмак был и вышел как его прошли.
А Бумажный Ведьмак тащит и овнит всех компьютерных конкурентов выражаясь игровым сленгом)
Игра - она должна быть настраивама под любого игрока. Иначе в неё мало кто играть будет.
Персонаж игры не может быть слишком сильным потому что игра будет неинтересна или слишком слабым потому что игру никто не пройдёт.
Персонаж игры не может иметь сложных условий.
А книга - всё это МОЖЕТ!
И сильного персонажа и простого обывателя огромного фантастического мира, и житие какого-нибудь робота который должен каждую главу проходить дзен техобслуживания.
Это можно описать этим можно заинтересовать это можно противопоставить сложнее чем в игре.

Спорно с точки зрения иерархии.

Ребенок тем и отличается от взрослых, что еще не способен оценить сюжет, смысловую нагрузку, это приходит позже. В том же вархаммере ребенка привлекает не абстрактный сеттинг, а рельефность, выпуклость и красочность фигур, их экзотичность и насыщенность энергетикой. Ребенка привлекают контраст и яркость, а не внутренняя ерундистика, которой он банально еще не понимает.

Хы. Меня в "Тайне Третьей Планеты" привлекали огромные глаза Алисы Селезнёвой и летающий Склисс)
А потом у того же Булычева прочитал про некрасивого биоформа.)

Понимаешь, характер, сложности - это не обязательно "внутренняя ерундистика". Тимур и Мишка Квакин отличаются довольно сложными психологическими закидонами, если разбирать их по всем правилам. Но любой ребёнок видит что Тимур - герой а Квакин - хулиган.

"Большие глаза", это именно "контраст и яркость", "выпуклость". Т.е. что-то выделяющееся внешне.

Я не утверждаю, что ерундистика "вообще", я про оценку и важность для детей. Для них - не важно, вторично и непонятно.
А геройство Тимура и хулиганство Квакина описаны вполне выпукло, кстати. Это уже потом можно увидеть "характер".

Да его не просто увидеть можно - характеры там довольно-таки хорошо двигают сюжет.
Этим ведь и сильна детская литература высокого класса - что и яркие моменты интересные для детей сочетать и глубину сюжета и характера не перегружая читателя-ребёнка.

  • 1