?

Log in

No account? Create an account

Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Flag Next Entry
700 фантастических романов в год.
natarintah

Наткнулся на новость, что количество выпускаемых в России фантастических романов в год достигло 700. Статистическими данными поделился председатель оргкомитета конвента "Интерпресском", издатель Александр Сидорович.

Сидорович сравнивает эти показателями с началом 90-х, затрагивая тему количества:

"Количество фантастики - до 700 романов в год - поистине огромно, особенно если учесть, что в начале 90-х годов классик жанра Борис Стругацкий не мог набрать и десятка книг на эту тему"
Конечно, можно возликовать проснувшемуся интересу к фантастической литературе со стороны читателя и авторов, однако, как мне кажется, куда важнее вопроса о количестве, как оно всегда бывает, - вопрос качества.

"По его словам, за последнее пятилетие наметилось большое число фантастической прозы на тему "попаданцы": герой попадает в прошлое или в будущее и каким-то образом действует там как человек современной цивилизации. Вторую тематическую тенденцию он назвал "лит РПГ" и связана она с компьютерными играми. По сюжету сам игрок оказывается внутри предложенной ему игры или придуманной им самим, из которой непросто выбраться "в свое время". Нередко это связано с попыткой "переиграть" какие-то исторические события - будь то крымская или русско-японская война. Авторам, пишущим на эту тему, в среднем не более 25 лет, и их сочинения нередко оказываются очень популярными в Интернете."

То есть, если верить Сидоровичу, фантастикой эти труды можно назвать с большой натяжкой. Это скорей фэнтэзи. Если истории про "попаданцев" еще можно в принципе интересным образом обыграть и какие-то серьезные вопросы худо-бедно попытатсья поднять, например, как Азимов, то с "лит-РПГ" все намного хуже.

РПГ - это жанр компьютерных игр в той или иной вымышленной вселенной, где игрок примеряет на себя шкуру виртуального протогониста и вершит судьбы вымышленных миров. Вещь крайне вторичная сама по себе. Что-то вроде Бордрияровской симуляции, только в пока еще не очень совершенной форме. Форма эскапизма.

А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Со стороны же, эти 700 романов мне больше напоминают 700 романов Дарьи Донцовой. Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества, в бесконечное копошение в  альтернативных линиях истории, топтание на месте в РПГ-вселенных и, по большому счету - в коммерческий продукт. "Для девочек" ведь есть Донцова, значит и "для мальчиков" должна быть аналогичная жвачка.

Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества. Поднять вопросы, которые должны быть разрешены на пути к построению этого будущего. Вопросы этические, технические, практические, метафизические, в конце концов. Однако, в том-то и проблема, что нет ни у кого образа этого будущего, нет видения завтрашнего дня. Есть исчерпанность настоящего и попытки из его рассыпающихся осколков собрать какокого-то франкенштейна. Да и вообще, фэнтэзи уже давно как жанр стало популярней любой самой корявой фантастики. А это уже не просто топтание на месте, это желание откатиться в архаизированное прошлое и барахтаться там до бесконечности.



  • 1

Думаю большинство присутствующих просто не читало хор

Замечательная тема и обсуждение не подкачало :-)))

Во-первых, порадовали тезисы:
1. "зачем, для чего и о чем?" - автор, попробуй сформулировать ответ на свой вопрос относительно любых других произведений. Ну, скажем, для примера "Руслан и Людмила", уважаемого (надеюсь) А.С.Пушкина. Итак, "зачем, для чего и о чем?"

2. "Фантастика должна" - Кому должна? Автор, а с чего вы решили, что она что-то должна вам, а не мне или Пупкину? Как очень хорошо заметил известный (надеюсь и вам) Глен Кук, "единственное условие: фантастика не имеет права быть скучной".

Теперь о некоторых современных российских фантастах, которые здесь еще не прозвучали. Возьмем например Владимира Ильина (рекомендую), автор выпустил 5-6 книг, достаточно разных по тематике, от "НФ" до "Лит-рпг"
"Том Джоу" - практически чистая НФ
"Восьмой зверь" скорее пост-ап (думаю любителям Корнева нормально пойдет)
"Повелитель миражей" и "Напряжение" - фэнтези, основывается на мире описанном Николаем Метельским
"Шериф" - собственно "Лит-рпг" вписанная в "НФ". Замечательная книга, с очень интересным описанием характеров и потрясающим юмором. Почитайте, не пожалеете.

Ну и о литературе вообще: разумеется всплеск выпуска фантастики - это симптом и по аналогии с 80-ми - очень тревожный симптом. Но это симптом не снижения качества авторов и произведений, а именно спроса, ухода в фантазии из тисков реальности. Следствие кризиса. И ругать фантастов - последнее дело. Как и всегда, среди произведений есть как хорошие, интересные и новые, так и обычное ремесло, "жвачка для мозгов", к сожалению так же (а то и больше) востребованная обществом.

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

еще бы Кук сам это правило соблюдал... поздние книги вольного отряда читать просто невозможно, еле продрался к финалу, и было такое ощущение, что пока ему платят, он еще книг 20 навертит, с очередным возвращением Хромого, очередной экзотической страной и прочей дребеденью

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

ремесленничества никто не отменял, количество часто переходит в урон качества.

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

На ваши претензии к вопросам ещё Г. Гуревич ответил. "Карта страны Фантазия")
Жаль устарела немного книга... Кстати странно что его не переиздают - он ведь в "Глотайте хирурга!" нанотехнологии предсказывал!

> разумеется всплеск выпуска фантастики - это симптом
Сейчас эскапистам есть норка в виде компьютерных игр, вы опоздали на поколение.
детские нужно вещи, причём хорошие детские вещи, которым бы можно было подражать и развивать тему.
Тогда будет новый виток развития жанра.

с тем же успехом можно сказать, что это вы опоздали, насчет детских вещей. Потому что книге не сравнится с играми в плане яркости, эффектности, притягательности, всего того, что и привлекает детей в значительной мере.
Читайте "Баймера" и (если проймет, то и) Антибаймера.

Сеттингом, сюжетом.
В игре тоже свои ограничения там строже с правилами. (иначе игрой не будет)
Тот же Вархаммер тащит за счёт потрясающего сеттинга. (у него все компьютерные воплощения неудачны)
Игры под одного персонажа - они сезонны. Ведьмак был и вышел как его прошли.
А Бумажный Ведьмак тащит и овнит всех компьютерных конкурентов выражаясь игровым сленгом)
Игра - она должна быть настраивама под любого игрока. Иначе в неё мало кто играть будет.
Персонаж игры не может быть слишком сильным потому что игра будет неинтересна или слишком слабым потому что игру никто не пройдёт.
Персонаж игры не может иметь сложных условий.
А книга - всё это МОЖЕТ!
И сильного персонажа и простого обывателя огромного фантастического мира, и житие какого-нибудь робота который должен каждую главу проходить дзен техобслуживания.
Это можно описать этим можно заинтересовать это можно противопоставить сложнее чем в игре.

Спорно с точки зрения иерархии.

Ребенок тем и отличается от взрослых, что еще не способен оценить сюжет, смысловую нагрузку, это приходит позже. В том же вархаммере ребенка привлекает не абстрактный сеттинг, а рельефность, выпуклость и красочность фигур, их экзотичность и насыщенность энергетикой. Ребенка привлекают контраст и яркость, а не внутренняя ерундистика, которой он банально еще не понимает.

Хы. Меня в "Тайне Третьей Планеты" привлекали огромные глаза Алисы Селезнёвой и летающий Склисс)
А потом у того же Булычева прочитал про некрасивого биоформа.)

Понимаешь, характер, сложности - это не обязательно "внутренняя ерундистика". Тимур и Мишка Квакин отличаются довольно сложными психологическими закидонами, если разбирать их по всем правилам. Но любой ребёнок видит что Тимур - герой а Квакин - хулиган.

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

О УЖАС! ХОРОШАЯ ФАНТАСТИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИГРОЙ ИЛИ ФИЛЬМОМ ИЛИ СЕРИАЛОМ ИЛИ МУЛЬТФИЛЬМОМ ИЛИ АНИМЕ!!!

ТОЛЬКО КНИГИ - ТОЛЬКО ХАРДКОР!

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

Чего-чего?
Внимательно почитайте, на что отвечаете.
даже как-то не берусь предполагать какое альтернативное течение мысли привело вас от фразы моего поста к такому блондиночному капсу.

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

>> 2. "Фантастика должна" - Кому должна? Автор, а с чего вы решили, что она что-то должна вам, а не мне или Пупкину? Как очень хорошо заметил известный (надеюсь и вам) Глен Кук, "единственное условие: фантастика не имеет права быть скучной".

Таки тем хуже для фантастики и для вас. И вашим единомышленникам, кто повёлся на подобную лапшу от Глена Кука.

Таки расскажите, что именно и на каком основании вам должна эта самая фантастика. Потому что пока - хуже для вас, это ведь вы переживаете о не отданных долгах и неправильном поведении ни о чем не подозревающих писателей и читателей.

Re: Поясните

Вы про понятие миссии слышали? Так вот, пока фантастика, равно как и любая другая область, этой миссии служит, она представляет соответствующую ценность.

В этом смысле шлакование фантастики - не есть неисполнение обязанности перед кем-то, а грех перед самой собой.

Если кто-то полагает ценностью развлечение, то он своё получает. Закономерный результат - отрасль превращается в шлак, из которого хочется извлекать жемчужины, а не стеклянные шарики.

Лично я знаю другие произведения, и хочу, чтобы именно их уровень задавал планку качества в литературе. И я точно знаю, что в уровне своих требований я не одинок.

Re: Поясните

Миссия, это вы про "партийность литературы" Ильича? :-)
Насколько я понимаю, миссия определяется:
а) теми кто осуществляет действие
б) теми кто организует, направляет действие.

Вопрос, вы являетесь зачинателем, руководителем или владельцем фантастики, что бы определять, какая именно миссия ей присуща?

Вообще-то фантастика бывает разная. Поймите, что ваше "определение миссии" ограничивается вложенными лично средствами, т.е. "голосуйте рублем". И в рамках этого определения вы совершенно справедливо и очень правильно поставите свой акцент - какая миссия фантастике нужна. Только не мешайте и другим в подобном праве. И если их рубль оказывается больше, то получается что миссия не та, что вы думали, а та, за которую заплатили.

Что бы командовать, недостаточно спеси и самодовольства, надо бы иметь право.

Re: Поясните

Да вы, батенька, сами фантаст - приписали мне то, чего я не говорил. Что такое миссия, чем она определяется, право командовать...

Теперь по существу. Вы, собственно, не опровергли моего тезиса о том, что "тем хуже для фантастики". Потому как вопрос о том, что хуже, а что лучше, решается не голосованием рублём, а голосованием памятниками, переизданиями, вторичными произведениями (например, экранизациями) и иными творческими вещами.

Как вы понимаете, измерение высоты дома с помощью барометра (если вы не знаете этой поучительной легенды из жизни великих физиков, я вам её расскажу) может быть произведено очень опосредованно. Это вам на будущее, чтобы задуматься об адекватности оценки, получаемой тем или иным способом.

Хотя вам, как корифею фантастики, наверняка, виднее. Творческих вам успехов!

P.S. не за мой счёт.

  • 1