?

Log in

No account? Create an account

Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Flag Next Entry
700 фантастических романов в год.
natarintah

Наткнулся на новость, что количество выпускаемых в России фантастических романов в год достигло 700. Статистическими данными поделился председатель оргкомитета конвента "Интерпресском", издатель Александр Сидорович.

Сидорович сравнивает эти показателями с началом 90-х, затрагивая тему количества:

"Количество фантастики - до 700 романов в год - поистине огромно, особенно если учесть, что в начале 90-х годов классик жанра Борис Стругацкий не мог набрать и десятка книг на эту тему"
Конечно, можно возликовать проснувшемуся интересу к фантастической литературе со стороны читателя и авторов, однако, как мне кажется, куда важнее вопроса о количестве, как оно всегда бывает, - вопрос качества.

"По его словам, за последнее пятилетие наметилось большое число фантастической прозы на тему "попаданцы": герой попадает в прошлое или в будущее и каким-то образом действует там как человек современной цивилизации. Вторую тематическую тенденцию он назвал "лит РПГ" и связана она с компьютерными играми. По сюжету сам игрок оказывается внутри предложенной ему игры или придуманной им самим, из которой непросто выбраться "в свое время". Нередко это связано с попыткой "переиграть" какие-то исторические события - будь то крымская или русско-японская война. Авторам, пишущим на эту тему, в среднем не более 25 лет, и их сочинения нередко оказываются очень популярными в Интернете."

То есть, если верить Сидоровичу, фантастикой эти труды можно назвать с большой натяжкой. Это скорей фэнтэзи. Если истории про "попаданцев" еще можно в принципе интересным образом обыграть и какие-то серьезные вопросы худо-бедно попытатсья поднять, например, как Азимов, то с "лит-РПГ" все намного хуже.

РПГ - это жанр компьютерных игр в той или иной вымышленной вселенной, где игрок примеряет на себя шкуру виртуального протогониста и вершит судьбы вымышленных миров. Вещь крайне вторичная сама по себе. Что-то вроде Бордрияровской симуляции, только в пока еще не очень совершенной форме. Форма эскапизма.

А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Со стороны же, эти 700 романов мне больше напоминают 700 романов Дарьи Донцовой. Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества, в бесконечное копошение в  альтернативных линиях истории, топтание на месте в РПГ-вселенных и, по большому счету - в коммерческий продукт. "Для девочек" ведь есть Донцова, значит и "для мальчиков" должна быть аналогичная жвачка.

Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества. Поднять вопросы, которые должны быть разрешены на пути к построению этого будущего. Вопросы этические, технические, практические, метафизические, в конце концов. Однако, в том-то и проблема, что нет ни у кого образа этого будущего, нет видения завтрашнего дня. Есть исчерпанность настоящего и попытки из его рассыпающихся осколков собрать какокого-то франкенштейна. Да и вообще, фэнтэзи уже давно как жанр стало популярней любой самой корявой фантастики. А это уже не просто топтание на месте, это желание откатиться в архаизированное прошлое и барахтаться там до бесконечности.



  • 1
Жвачка для мозгов населения пользуется большим спросом. И для самих авторов и для читателей это нечто сродни легкой наркоты без особых последствий для здоровья (не считая, конечно, сниженную физическую активность)... Убийство времени, средство пережить бесконечную, почти перманентную экзогенную депрессию, порожденную всеобщим отчуждением... ИМХО, достойная фантастика или даже фэнтази рождается в специфических условиях, при которых человек уверен в том, что занимается полезным и важным делом и не подавлен ощущением постоянной угрозы оказаться в нищете.
Из современных авторов во всем мире среди тысяч и тысяч находятся лишь единицы, чьи работы так или иначе тесно связаны с реальностью. Подавляющее, почти абсолютное большинство авторов - либо эскаписты, либо люди, решающие через свое творчество очень узкие, личные проблемы. Кстати, в каком-то смысле это даже хорошо.
И... в защиту жанра фэнтази... модели миров, создаваемые авторами, порой очень аллегоричны и, по сути, являются отражением нашего же мира, в них автор ищет и даже находит иногда решения вполне насущных вопросов настоящего, реального мира. Хотя это, конечно, чаще решения в области психологии.

  • 1