Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Next Entry
К прилету Марти Макфлая...
natarintah

Сегодня интересная дата, знакомая всем любителям кинофильмов. Именно в 21 октября 2015 года прилетают док Браун и Марти Макфлай во второй части трилогии "Назад в Будущеее" из своего 1985-го. Многие эту дату помнят. Лет 15 назад, просмотривая фильм, я представлял, что когда-нибудь наступит эта дата. Время пролетело быстро. Она наступила сегодня. Поэтому, воспльзовавшись случаем, спешу поделиться кое-какими мыслями даже не столько о фильме, сколько о времени или временах.

Будущее встретило героев летающими машинами, левитационными досками, сверхточным прогнозом погоды и прочими разными мелочами, выполненными можно так сказать в ретрофутуристическом стиле а-ля 80-е.

В английской грамматике есть термин будущее с точки зрения прошлого (Future in the past), используемый для обозначения будущего действия, воспринимаемого из прошлого.  Тут примерна та же самая картина, как в прочем и во всех научно-фантастических фильмов. Режиссеры, сценаристы, декораторы пытаются говорить о будущем, но использовать могут для этого язык своего времени, обусловленный развитием науки и техники, культуры, технологий и т.д.



Порой, читая какую-нибудь фантастику ХХ века, или смотря фильмы того времени, то и дело замечаешь забавные несуразицы, когда герои, рассекая на звездолётах по просторам галактики используют для общения какие-то непонятные кристаллы или радиопередатчики, напоминающие микрофон, а информацию хранят на перфокартах или бобинах. А ты при этом держишь в руках куда более совершенный мобильные телефон с сенсорным дисплеем, интернетом и прочем галиматьей и при этом ни о каких полетах не то чтобы в дугие галактики, даже просто в ближайший космос речи не идет. То есть процентов на 90 взгляд в будущее творца обусловлен его настоящим и в лучшем случае на процентов 5-10 он способен нечто ценное и по-настоящему инновационное предсказать, но используя при этом изобразительные средства своего времени.

Фильм «Назад в будущее», хоть и не претендует на статус пророческого, но что-то может поведать о прошедших трех десятилетиях и о нашем настоящем.

Помню, в детстве мне казалось, что в 2000 году что-то эдакое должно произойти, какой-то технологический прорыв. Ведь как так, в новом тысячелетии без нового прогресса? И вот, с 2000-го года прошло уже 15 лет, а мы все там же, если не скатываемся вниз по наклонной в непонятном направлении. Мы не создали летающих машин и левитирующих досок или ховербордов. Однако, создатели фильмавидели будущее именно с этими технологиями. С моей точки зрения это объясняется инерцией. Давайте возьмем временной отрезок в 30 лет и отложим его сначала в прошлое до 1955, а затем в будущее до 2015 и сравним эти два отрезка (1955-1985 и 1985-2015) уже с точки зрения реального фактологического знания.



Первый отрезок славен появлением микропроцессоров и современных ЭВМ, а вместе с ними сверхточных вооружений, совершенной техникой, открытиями в генной инженерии, полетом человека в космос, высадкой на Луне, запуском спутника, созданием космической станции, колоссальными прорывами в медицине, излечением ранее неизлечимых болезней. То есть торжеством безудержного технического прогресса, котоый, казалось будет длиться бесконечно.

А второй? Свертывание космических программ, отказ от дальнейших миссий на Луну и Марс и безумный перекос в сторону потреблятсва: айфоны, айфоны, айфоны, гаджеты, которые по сути дела есть продукт технологического рывка, совершенного в предыдущий период, доведения технологий до совершенства, эволюция, но не революция. Вялое топтание на месте и замещение прогресса комфортом, движения вперед – сидением на удобном диване. А, как известно, если нет движения вперед, значит, будет движение назад.



После 1985 года, на мой взгляд пошел процесс замедления развития. На этот период пришелся демонтаж Советского Союза, демонтаж Варшавского Договора и распространение капитализма почти на весь мир. Прекратилось соревнование систем, а вместе с ним отпала и жесткая необходимость совершенствовать и изобретать новые технологии. Капитализм, став полноправным хозяином начал делать то, что он может – делать деньги, создавая потребителя и впаривая ему товар. Капитализм, стремясь защитить себя от коммунизма начал сдерживать прогресс и направлять его в строго определенное, ограниченное русло, поскольку понимал, что если следовать в парадигме прогресса, ему придется уступить место более совершенным формам обществнного устройства.

Именно эта самая инерция технологического прорыва и отразилась на том, как создатели фильма увидели 2015 год создатели фильма. Они просто экстраполировали опыт предыдущих 30 лет на следующие 30 лет. Отсюда и летающие машины. «Если за предыдущие 30 лет мы проделали такой  путь, то чего мы достигнем за последующие»?

Социальное устройство общества создатели оставили нетронутым. Все то же капиталистическое будущее с точки зрения капиталистического настоящего (или уже прошлого). В 2015 году, в который прибывает Марти, похоже, что строится потребительское общество, где царит идиотская мода и раздолбайство. Хотя по большому счету такое общество уже во всю строилось в 80-е годы на Западе с субкультурами панков и рокеров. А если глянуть глубже, то уже в 60-70-е появляются субкультуры типа хиппи. Хулиганы будущего, с которыми Марти борется в будущем – это попытка авторов показать футуристическую панк-субкультуру. Мол, в будущем все так же как в 80-е, только с новыми технологиями. В принципе, так оно и вышло, только без летающих машин.



Вот такие мысли посетили меня касательно фильма «Назад в будушее». В целом же это на удивление добрый приключенческий семейный фильм (что по нынешним временам вообще редкость), местами глуповатый, местами смешной.

Что бы увидел Марти, попав в наш, настоящий 2015-й в своей родной стране? На ум приходит вот это:

Вряд ли это то будущее, о котором мечтали молодые 80-х и 90-х. А касательно современного поколения, у меня есть вопрос, способно ли оно вообще мечтать?



  • 1
Эта трилогия была смешная и очень интересная. )
Сейчас такого уже не делают.

Главное, что мне в ней до сих пор нравится - она добрая. Обычно мы привыкли, что советские фильмы добрые, а тут вот один из редких примеров доброго американского кино.

Действительно очень доброе кино, при этом с захватывающим сюжетом. В современном Голливуде ничего такого и близко нет.

Да, добрый фильм и со смыслом (про "перерождение" отца и т.д.)

Да. В сети уже куча картинок с современными реалиями и подписями, что Марти ошибся временем.

Да, растут мегапиксели в камерах, мегабиты в оптоволоконных кабелях, количество ядер в смартфонах, а человечество застыло на месте.

Отличная статья!

Спасибо на добром слове)

Макфлай уже среди нас?

да, сильно заметен поворот общества, того чего ожидали и того, что получили. В первую очередь в этом виновата элита и интеллигенция, которая обратилась в потреблятство и вслед за ней побежали все остальные. Общество потребления, гедонистических запросов, и бессмыслия.

Компания Nike подсуетилась с подарком М.Дж.Фоксу :)
http://lifenews.ru/news/165603

и тут боты с ботами в совковами аватарками переписываются..

А не пойти бы вам в сад?

у чувака разжижжение мозга (или он просто невежда)
не знает, что такое "Бот". :)

Нынешнее поколение, конечно, мечтает, но не о космических далях. Скорее, о каких-нибудь новых айфонах.

Все мечты, которые мне молодежь современная называла больше подходят под категорию "желания", а не мечты.
Как будто золотой рыбке или джину заказывают: корыто, дворец, владытчицу морскую чемодан денег, яхту, дворец, прекрасного принца (единственное, что, ИМХО еще более менее "тянет" на мечту - ведь это, можно сказать, ожидание большой и чистой любви со всеми удобствами) и т.п.

Ужас короче. Хоть бы один/одна мира во всем мире пожелали...

Edited at 2015-10-23 12:57 pm (UTC)

Отличных выходных))


  • 1
?

Log in

No account? Create an account