Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Next Entry
Брендинг Дальневосточной республики?
natarintah


Ранее, обсуждая диффузно-сепаратистские тенденции на Дальнем Востоке, в частности – в его сердце, Хабаровском крае, мы затронули крайне двусмысленное и странное высказывание губернатора Хабаровского края Вячеслава Ивановича Шпорта на пресс-кофнференции от 4 февраля. Напомню, он заявил, что будет сформировано «министерство иностранных дел и регионального развития» в целях «ведения политики в пространстве АТР», что перекликается с высказыванием А. Полищука, призывавшего в свое время к созданию МИД Дальневосточной республики. (подробнее: http://natarintah.livejournal.com/102850.html)

Однако этим странности на шпортовской конференции не заканчиваются. Была затронута тема нового бренда хабаровского аэропорта. Верней, его нового логотипа. Думаю, все видели эту картинку, которая успела обрасти десятками «фотожаб» и стать новым интернетным «мемом».



Но обсудить я хочу даже не это. И не те несуразные вещи, которые по поводу нового логотипа говорит Шпорт: «Мишка мне нравится, потому что летит» или «Если будет изображен самолет, то пройти в футболке с его изображением не будет стыдно никогда…Если брэнд самолет – это не просто так... Это значит продвинутая молодежь, край, куда можно приходить с инвестициями» (хотя, согласитесь, пройти мимо сложно)

Куда важнее совсем нетривиальная тема брендинга территорий:

«Я не берусь сегодня определять брэнд. У меня есть книга, которая называется «Рэбрендинг территории». Там столько об этом написано, люди диссертации защитили, и то не могут определить как выбрать правильный брэнд. Это такой процесс, который должен пройти общественные экспертизы, нужны специалисты, нужно практики посмотреть, как они работают»

На моей памяти, тема «брендинга территорий» поднята губернатором впервые. И она не так безобидна, как может показаться.

Мы все привыкли к этому постмодернистскому по сути термину. Мы слышим его каждый день. Бренды смотрят на нас с полок магазинов, рекламных вывесок и экранов телевизоров. По сути дело – это торговая марка, этикетка, раздутая форма, за которой теряется содержание. Бренды существуют для того, чтобы быть купленными, проданными и еще раз купленными. Но вот если с товарными брендами все более или менее ясно, то что может означать «брэндинг территорий»?

Давайте разберем, что за «специалисты» этот вопрос затрагивают в рамках Дальневосточного региона. Ровно год назад я уже эту тему подымал в связи с круглым столом, который прошел в редакции газеты «Тихоокеанская звезда», где обсуждался вопрос «кадрового ресурса развития Дальнего Востока».

Приведу слова заместителя одного из участников стола, председателя Совета по предпринимательству и инвестиционной деятельности Сергея Степанова касательно привлечения в регион и закрепления рабочих кадров:

«Необходим брендинг территорий и предприятий: нужно объяснять людям ценность тех мест, где они живут и работают»

То есть господин Степанов предлагает «объяснять людям ценность» мест их проживания через привязку к брендам или этикеткам. Не через историю присоединения этих земель к России, не через культуру и священные камни. А именно через этикетки. Превратить регион в этакий огромный товар. А товару, как известно, свойственно быть проданным и купленным. И мы знаем тех, кто напрямую говорит о приемлемости подобного подхода.



А вот что в ответ Степанову говорит заместитель председателя Совета по предпринимательству и инвестиционной деятельности Виктор Чернышев:

«Вот вы здесь говорили о брендинге. Я предпочту русское слово - поименование. В философии субъект становится субъектом только тогда, когда у него есть имя. У Дальнего Востока в последние 100 с лишним лет такого имени нет! Но для поименования Дальнего Востока необходима консолидация элиты. Территории Дальнего Востока не имеют сегодня единой элиты. Был Дальневосточный экономический форум [собранный по инициативе В. Ишаева, прим. авт.], и нет его. А у всех макрорегионов России есть».

Чернышев напрямую заявляет, что брендинг (поименование) нужны ни для чего иного, как для «субъективизации» региона, то есть в превращении в самостоятельную независимую единицу (в противном случае что такое субъектность?). А для этого превращения, конечно же, нужна консолидация элиты. Прошу обратить внимание на странный тезис об отсутствии у Дальнего Востока имени и сопоставить с поразительно схожим тезисом знакомого нам философа-регионалиста и сторонника ДВР Леонида Бляхера ( lenya ) про «отсутствие у региона голоса»:

«Слабые попытки построить «региональную идеологию» конца 90-х годов были с легкостью раздавлены официальным дискурсом… Региональная реальность, которая и в начале, и в конце 90-х годов была близка к тому, чтобы обрести голос, была окончательно вытеснена из публичной сферы. Но, оказавшись без голоса, она не исчезает… Задача – дать им язык, пока просто не ставилась. Более того, такая задача зачастую воспринимается, как чудовищная крамола, как посягательство на святое, на единство... Пламенных защитников единства в таком варианте, когда большая часть населения просто лишена голоса, не права голосовать, но возможности сказать о себе, сегодня более, чем достаточно.»

Здесь Бляхер фактически говорит нам, что в 90-х годах оторвать Дальний Восток в 90-х от России (а значит, развалить Россию), сформировав квазиидеологический (языковой) конструкт для оформления его субъектности не вышло, но данная задача с повестки дня не снята.



Для пущей убедительности я хочу процитировать кусок его докторской диссертации. Скажу сразу, приведенный ниже отрывок написан на витиеватой, трудноперевариваемой постмодернистской фене, и понять, что там написано довольно непросто, поэтому предлагаю набраться терпения, оно окупится.

Докт. дисс. — "Социальный хаос: философский анализ и интерпретация" (1998). Обл. науч. интересов: филос. иссл. нестабильных (хаотических) соц. и культурных систем:
«Хаос выступает здесь аналогом хайдеггеровского "раскрывающего пространства", в к-ром механизмы качественных соц. и культурных изменений становятся видимыми и изучаемыми. Иначе их изучение наталкивается на "парадокс непоименованности": кризисная соц. реальность, обозначенная с помощью любой априорной системы категорий, остается неназванной, а значит невидимой для исследователя…».

Как тут не вспомнить, чернышевские «у Дальнего Востока в последние 100 с лишним лет такого имени нет»? Нет имени, нет языка, нет субъектности! Судя по идентичности высказываний, очевидно, что Чернышев оперирует одним с Бляхером языком. Цитируем далее:

«…Преодолеть указанный парадокс позволяет методол., эксплицируемая в ходе диалогич. иссл. теор. наследия М.М.Бахтина, в к-рой кризисная коммуникация, оборачиваясь из сферы эпистемологии в сферу онтологии, выступает основанием кризисной соц. реальности. Анализ кризисной коммуникации как соц. онтологии позволяет выделить виртуальные соц. образования, определяющие возможные варианты будущей стабильности»

Здесь уже речь идет о постмодернистском конструировании искусственных (виртуальных) общностей путем расщепления, диалогизации по Бахтину (шизофренизации) целого. То есть он, говоря его же языком - «посягает на святое, на единство». Будет ли нечто сформировано после «диалогизации» сознания граждан и расчленения страны – это большой вопрос. А вот то, что это нечто, даже если оно и будет сформировано несовместимо с продолжением исторической жизни страны и народа – это однозначно. Бляхер с Чернышевым этого добиваются?



Более того, идеологически-мировоззренческая близость и личная связь Чернышева и Бляхера безусловна, что позволяет нам говорить о принадлежности их к единому элитному субъекту (той смой элите, которая должна консолидироваться по мнению Чернышева в целях обретения субъектности ДВ). В предисловии к своей книге «Искусство неуправляемой жизни. Дальний Восток», Бляхер пишет:

«Важным посылом для написания этого текста стали беседы с С. И. Каспэ и А. Ф. Филипповым, в ходе которых уточнялась авторская позиция. Очень многое из того, что нашло отражение на этих страницах, родилось в беседах с замечательным питерским социологом Э. Л. Панеях и замечательным хабаровским философом В. П. Чернышевым. Много важных для меня идей я тихо позаимствовал у С. Г. Кордонского и В. В. Волкова. Существенные элементы предлагаемой в работе модели регионального развития в постсоветской России я позаимствовал из работ Ю. С. Пивоварова.»

И речь, прошу заметить, именно об их общем мировоззренческом базисе. Интересна также ориентация Бляхера на Пивоварова, у которого он «позаимствовал модели регионального развития постсоветской России».

Давайте вчитаемся, что это за модели предлагает Пивоваров. Предлагаю всем прочитать и насладиться:
«…я убежден, что Россия в ближайшие полстолетия уйдет из Сибири: депопуляционные процессы будут столь сильны, что Россия географически сузится до Урала… Нужно, чтобы Россия потеряла… Сибирь и Дальний Восток. Пока у нас будут минеральные ресурсы, пока будет, что проедать, пока… зарплаты выдаются так: цены на нефть поднялись – выдали, не изменится ничего… Вопрос в том, кто будет контролировать Сибирь и Дальний Восток? …Пусть придут канадцы, норвежцы».



Понятно вам, уважаемые читатели, на что и с кем работает Бляхер вместе с Чернышевым? И пусть он (Бляхер) не кокетничает по поводу «пятой колонны», в которую его якобы записали. Никто не охарактеризует прогнившую, источающую ненависть к своей стране, интеллигенцию лучше, чем она сама.

Давайте зафиксируем следующее:

1.     Губернатор Шпорт поднял тему «брендирования территории», говоря о специалистах и практиках.

2.     Тема брендирования-поименования «разминалась» еще в начале 2014 г.  за круглым столом заместителем председателя Совета по предпринимательству и инвестиционной деятельности Сергеем Степановым и профессором Виктором Чернышевым.

3.     Проблематику поименования активно обсуждает сторонник Дальневосточной Республики Леонид Бляхер в сходном с Виктором Чернышевым ключе и языке, направленном на расщепление целостности РФ и «субъективизации» отдельно ее части, в данном случае Дальнего Востока, адресуясь к наработкам Бахтина.

4.     Бляхер и Чернышев знакомы лично и находятся на общим мировоззречнеских позициях.

5.     Видение будущего России Бляхер основывает в том числе и на работах Пивоварова, который фактически заявляет о необходимости и желательности расчленения РФ с переходом отколовшихся частей под оккупацию внешними силами.

Я не знаю, какое понимание вкладывает Вячеслав Иванович Шпорт в термин «брендинг» или «ребрендинг» территории, но мне очевидно, что люди, которые готовы этими вещами заниматься на Дальнем Востоке имеют далеко идущие планы касательно будущего, а верней отсутсвия оного у России и Дальнего Востока России. Видит ли это Шпорт или центральная власть?

Подробней про Бляхера:
1. Круги на воде

2. Круги на воде. Часть 2. Карнавал Бляхера
3. Бляхер оправдывается

4. Круги на воде. Часть 3. Перестройка Бляхера
5. Д’Артаньян Бляхер и "онажетётенька" Савченко.





Пивоваров, похоже, действует в рамках "парадигмы" Ракитова, что стана должна быть маленькой, уютной, и, самое главное - иметь чистые сортиры. Если Пивоваров подключается к теме утраты Россией Дальнего Востока и Сибири - добра не жди. Спалит, как библиотеку ИНИОНа.

Кстати, ведь Бляхер не зря скорбил по поводу ИНИОНа. Ракитов, Пивоваров - все одна группа.

А ведь этот брендинг по всей стране проводят. Вот и технологии распиливания страны высвечиваются. Дать имя, дать язык - ещё и пнуть потом как следует, авось полетит...

Куда оно полетит Пивоваров ярко описал.

> На моей памяти, тема «брендинга территорий» поднята губернатором впервые.

Невозможно себе представить более неподходящий момент для подобных разговоров о брендинге. Смысл брендинга территории, если отбросить банальный попил, в открытом рынке, привлечении туризма. За сыром едем в Швейцарию, за пряниками и самоварами - в Тулу и т.п. Все это могло быть уместным в каком-нибудь 2007 г, до войны в Южной Осетии, когда были иллюзии на вхождение России в Западный или глобальный мир.

Сейчас, когда на карте глобальный мира пролегло столько трещин и все углубляющихся разломов, все это настолько несвоевременно что дальше не куда. Какие туристы даже в ближайшей перспективе, если в воздухе пахнет мировой войной?

Edited at 2015-02-15 04:01 pm (UTC)

> Смысл брендинга территории, если отбросить банальный попил, в открытом рынке, привлечении туризма.

Да, но Чернышев с Бляхером идут дальше, фактически вкладывают в это отделение. И называют это изящным словом "поименование".

«Хаос выступает здесь аналогом хайдеггеровского "раскрывающего пространства", в к-ром механизмы качественных соц. и культурных изменений становятся видимыми и изучаемыми. Иначе их изучение наталкивается на "парадокс непоименованности": кризисная соц. реальность, обозначенная с помощью любой априорной системы категорий, остается неназванной, а значит невидимой для исследователя…».


Блин, тебе надо медаль дать. За то что ты эту хрень прочитал, да еще и понял

Надо признаться, вчитывался долго. На то она и "феня", чтобы "ботать" Постмодернисты любят, когда никто ничего понять не может. Чувствуют свою важность и элитраную избранность.

Бляхер не один работает, и он не последняя скрипка во всей этой игре. Видно, что он последовательно работает над этим после написания диссертации. Скорее всего, нужно копнуть ещё в это поле, уверен, так много можно найти узнать об учителях, интересно посмотреть, кто его родители, может связи идут через них. Субъект у них плотный это чувствуется по их консолидированной и плазменной позиции отстаивать свои взгляды. Определённая безнаказанность в распространении их взглядов и проникновении их в элитные среды, говорит об определённых механизмах позволяющим им проникать в гедонистическое элитарное тело. Скорее всего, их крышуют и направляют представители бывшего 5 управления, именно там в свое время был выращен первый выводок этих диффузников и убийц смыслов, а сейчас потомки переданы по наследству. Бляхер с Ф.Д. Бабковым случаем не знаком лично?

Для Бобкова может мелковат, хотя, кто знает, как оно на самом деле.

Бренд - без буквы Н... По тексту комментировать нечего, ни убавить ни прибавить. Другое зацепило - только Саха будет демократической? В остальных - тирания и самодурство?

ЕАО явно нуждается в усилении кадрами, кандидаты уже просматриваются.

А я вообще не понимаю, зачем такие карты тиражировать. Враги наши могут на это сказать: вы не рефлексируйте, вы распространяйте, распространяйте!

тут конкретная рефлексия на это как раз и представлена, конкретнее тяжелее сделать.

Дау них эта параша про ДВР ходит с 89года как минимум - типа - мы крутые, мы ВСЮ СТРАНУ КОРМИМ - у нас и золото и нефть и импорт весь через нас идет. Хохлы №2...те тоже так орали

Бляхер восхищается тем, как орали хохлы на майдане и писал, что он им завидует. Об этом тоже пост был раньше.

Фамилия интересная - двойная :)
Надеюсь в ФСБ по Дальнему Востоку Вашу пост приобщили к "папке".В смысле, там не заодно с этими херомантами .

Походу команды там не давали относительно этой персоны. Бляхер действует нагло и тонко, в прочем Пивоворов вне конкуренции. Лёня давно на картотеке это даже к бабке не ходи. Просто отбор сегодня в структуры гос. безопасности, походу, не такой строгий и они просто до конца фишку не рубят, как их разводят. Они думают это всё хиханьки-да-хаханьки забавных плюшевых интеллигентишек. Но это скоро будет исправлено. С такими постами гос. машина начнёт работать очень скоро. Хочется пожелать автору плодотворных успехов на этом поле, отличный собран материал и подан понятным языком.

Все никак не уймутся эти Бляхеры.
Похоже успокоятся они только тогда, когда выразительные части их фамилий приобретут полную субьектность.

Я не понял, а что это Томск, Новосибирск, Кемерово и Алтай в уральскую республику? И Иркутск не отдадим якутам :)))

Дада.
Миллионный Иркутск со всеми его Братсками Саянсками Ангарсками подчинили Якутску (300 тыс человек)
Хабаровск - Владику,
Нижний и Самару - Саратову,
Ростов на Дону - Ставрополю
Воронеж исключили из казачества, а зато Дагестан - присоединили

Связь с консульством США во Владивостоке

нужно еще проследить, есть связь этих людей с консульством США во Владивостоке, консулом Эриком Холм-Олсеном, участие во всяких программах, конференциях, семинарах. А у Пивоварова прояснить заодно и связи с госорганами Канады и Норвегии.

Re: Связь с консульством США во Владивостоке

Возможно, надо изучать.

Как-же задолбали эти ребрендеры территорий России. Как-бы их самих брендировать в "Вечные сидельцы-страдальцы" за попытки развала России... Эххх. Был-бы дедушка Сталин жив, их-бы в 5 секунд в "Пулеголовые" ребрендировали...
Епт, неужели до сих пор не понятно, что все эти "республики" станут чисто сырьевой базой, поскольку полный цикл производства если и есть на каких-то предприятиях, то его просто уничтожат (вспоминаем скупку и развал заводов в 90-х). Ну и рынок сбыта продукции из Европы и Штатов. Только я-бы особо не расчитывал на дешёвые товары с Запада в условиях их монополизма...

Edited at 2015-02-15 06:20 pm (UTC)

Пивоварову всё понятно и он не сркывает. А вот Бляхер стесняется немножечко. Хотя, открыты призыв к созданию ДВР вряд ли можно назвать"стеснением".

Формально в предложенной карте показаны укрупненные экономические районы РСФСР. Другое дело, при сложившейся социально-экономической практике и кадровой политике, такая организация пространства приведет к неодинаковости развития, клановым войнам и политическому распаду. А в СССР экономическое районирование двигало прогресс.

?

Log in

No account? Create an account