Целостность как идея России

О дальневосточном сепаратизме и не только

Previous Entry Share Next Entry
700 фантастических романов в год.
natarintah

Наткнулся на новость, что количество выпускаемых в России фантастических романов в год достигло 700. Статистическими данными поделился председатель оргкомитета конвента "Интерпресском", издатель Александр Сидорович.

Сидорович сравнивает эти показателями с началом 90-х, затрагивая тему количества:

"Количество фантастики - до 700 романов в год - поистине огромно, особенно если учесть, что в начале 90-х годов классик жанра Борис Стругацкий не мог набрать и десятка книг на эту тему"
Конечно, можно возликовать проснувшемуся интересу к фантастической литературе со стороны читателя и авторов, однако, как мне кажется, куда важнее вопроса о количестве, как оно всегда бывает, - вопрос качества.

"По его словам, за последнее пятилетие наметилось большое число фантастической прозы на тему "попаданцы": герой попадает в прошлое или в будущее и каким-то образом действует там как человек современной цивилизации. Вторую тематическую тенденцию он назвал "лит РПГ" и связана она с компьютерными играми. По сюжету сам игрок оказывается внутри предложенной ему игры или придуманной им самим, из которой непросто выбраться "в свое время". Нередко это связано с попыткой "переиграть" какие-то исторические события - будь то крымская или русско-японская война. Авторам, пишущим на эту тему, в среднем не более 25 лет, и их сочинения нередко оказываются очень популярными в Интернете."

То есть, если верить Сидоровичу, фантастикой эти труды можно назвать с большой натяжкой. Это скорей фэнтэзи. Если истории про "попаданцев" еще можно в принципе интересным образом обыграть и какие-то серьезные вопросы худо-бедно попытатсья поднять, например, как Азимов, то с "лит-РПГ" все намного хуже.

РПГ - это жанр компьютерных игр в той или иной вымышленной вселенной, где игрок примеряет на себя шкуру виртуального протогониста и вершит судьбы вымышленных миров. Вещь крайне вторичная сама по себе. Что-то вроде Бордрияровской симуляции, только в пока еще не очень совершенной форме. Форма эскапизма.

А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Со стороны же, эти 700 романов мне больше напоминают 700 романов Дарьи Донцовой. Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества, в бесконечное копошение в  альтернативных линиях истории, топтание на месте в РПГ-вселенных и, по большому счету - в коммерческий продукт. "Для девочек" ведь есть Донцова, значит и "для мальчиков" должна быть аналогичная жвачка.

Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества. Поднять вопросы, которые должны быть разрешены на пути к построению этого будущего. Вопросы этические, технические, практические, метафизические, в конце концов. Однако, в том-то и проблема, что нет ни у кого образа этого будущего, нет видения завтрашнего дня. Есть исчерпанность настоящего и попытки из его рассыпающихся осколков собрать какокого-то франкенштейна. Да и вообще, фэнтэзи уже давно как жанр стало популярней любой самой корявой фантастики. А это уже не просто топтание на месте, это желание откатиться в архаизированное прошлое и барахтаться там до бесконечности.


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Нужна качественная научная фантастика. А это огромный дефицит. Полки магазинов забиты фуфлом, которое вредно для формирования образа будущего.

Счастье графоманов.

В любом случае контент служит для убийства времени.


Вот именно. Причем так его убивать, чтобы выпадать из осточертевшей реальности

Какие читатели --- такая и фантастика.

Знаете, как Нивен сел писать продолжение для "Мир-кольцо"? Он приехал в MIT в фан-клуб, а его встретили с плакатиком "кольцо нестабильно". Интеграл нормалей силы тяжести к однородной жесткой окружности равен нулю даже если притягивающее тело сдвигать из центра окружности, и кто-то из читателей это просёк :)

А для дикарей сойдут и бессвязные небылицы, и рэп с шансоном.

Какието устаревшие данные, пик попаданчества как-то прошол, литРПГ пошол на спад недостигнув пика, фэнтези так его расцвет вторая половина 90-х. Хороших, качественных книг всегда мало относительно шлака и графомании, но качество родится из количества, и даже в серии S.T.A.L.K.E.R. или Метро попадались интересные произведения, качественно выше основной массы серии. А почему темы постапокалипсиса не коснулись, или киберпанка?
Да и писатели это лишь зеркало общеста, часть его и его отражение (хоть и с кривизной) есть впечетляющий технический прогресс есть и Азимов, есть спутник-Белка и Стрелка-Гагарин, Терешкова есть и Стругатские.
Ну и что есть сейчас? К чему стремится общество?

Все верно. Сей продукт (700 книг) де-факто есть фентези. Никакого отношения в научной фантастике этот субстрат не имеет.

"Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества."
кому должна?

Среди этих 700 книг есть и интересные. Количество переходит в качество. В США ежегодно пишут более 2000 фантастических произведений крупной формы.

И кто всё это читает?

Я тоже считаю, что несмотря на очевидные издержки, это хорошо. Научная фантастика-это попытка осмыслить настоящее как будущее. Фентези, наоборот, попытка осмыслить настоящее как прошлое. И то, и другое хорошо.

автор, опечатка закралась, - "протАгонистов".

По теме: Не знаю, кто покупает эти 700 книг. Современных авторов, которых можно читать, легко посчитать пальцами одной руки.

Я думаю, что литература прежде всего раскрывает внутренний мир человека. Где и в каком антураже он действует - в пещере неандертальцев, средневековом замке или звездолете - это декорация в которой Одиссей плывет домой, Отелло мучается ревностью, а Родион проверяет свою способность встать над моралью.

Беда не в том, что вместо научной фантастики пишут фентези (сказки для взрослых) а в том, что в этих поделиях нет человека.

Там же где-то попадалась новость, что стали больше книг покупать. Если стали больше ТАКИХ книг покупать, то падение все также продолжается.

Жвачка для мозгов населения пользуется большим спросом. И для самих авторов и для читателей это нечто сродни легкой наркоты без особых последствий для здоровья (не считая, конечно, сниженную физическую активность)... Убийство времени, средство пережить бесконечную, почти перманентную экзогенную депрессию, порожденную всеобщим отчуждением... ИМХО, достойная фантастика или даже фэнтази рождается в специфических условиях, при которых человек уверен в том, что занимается полезным и важным делом и не подавлен ощущением постоянной угрозы оказаться в нищете.
Из современных авторов во всем мире среди тысяч и тысяч находятся лишь единицы, чьи работы так или иначе тесно связаны с реальностью. Подавляющее, почти абсолютное большинство авторов - либо эскаписты, либо люди, решающие через свое творчество очень узкие, личные проблемы. Кстати, в каком-то смысле это даже хорошо.
И... в защиту жанра фэнтази... модели миров, создаваемые авторами, порой очень аллегоричны и, по сути, являются отражением нашего же мира, в них автор ищет и даже находит иногда решения вполне насущных вопросов настоящего, реального мира. Хотя это, конечно, чаще решения в области психологии.

Думаю большинство присутствующих просто не читало хор

Замечательная тема и обсуждение не подкачало :-)))

Во-первых, порадовали тезисы:
1. "зачем, для чего и о чем?" - автор, попробуй сформулировать ответ на свой вопрос относительно любых других произведений. Ну, скажем, для примера "Руслан и Людмила", уважаемого (надеюсь) А.С.Пушкина. Итак, "зачем, для чего и о чем?"

2. "Фантастика должна" - Кому должна? Автор, а с чего вы решили, что она что-то должна вам, а не мне или Пупкину? Как очень хорошо заметил известный (надеюсь и вам) Глен Кук, "единственное условие: фантастика не имеет права быть скучной".

Теперь о некоторых современных российских фантастах, которые здесь еще не прозвучали. Возьмем например Владимира Ильина (рекомендую), автор выпустил 5-6 книг, достаточно разных по тематике, от "НФ" до "Лит-рпг"
"Том Джоу" - практически чистая НФ
"Восьмой зверь" скорее пост-ап (думаю любителям Корнева нормально пойдет)
"Повелитель миражей" и "Напряжение" - фэнтези, основывается на мире описанном Николаем Метельским
"Шериф" - собственно "Лит-рпг" вписанная в "НФ". Замечательная книга, с очень интересным описанием характеров и потрясающим юмором. Почитайте, не пожалеете.

Ну и о литературе вообще: разумеется всплеск выпуска фантастики - это симптом и по аналогии с 80-ми - очень тревожный симптом. Но это симптом не снижения качества авторов и произведений, а именно спроса, ухода в фантазии из тисков реальности. Следствие кризиса. И ругать фантастов - последнее дело. Как и всегда, среди произведений есть как хорошие, интересные и новые, так и обычное ремесло, "жвачка для мозгов", к сожалению так же (а то и больше) востребованная обществом.

Re: Думаю большинство присутствующих просто не читало х

еще бы Кук сам это правило соблюдал... поздние книги вольного отряда читать просто невозможно, еле продрался к финалу, и было такое ощущение, что пока ему платят, он еще книг 20 навертит, с очередным возвращением Хромого, очередной экзотической страной и прочей дребеденью

Соглашусь с автором, что все это "пападанчество" - форма эскапизма. По себе знаю. Например я буквально "подсел" на этот жанр. Хоть мне и не 25 лет, а совсем наоборот - 55. Правда, в свое оправдание хочу сказать, что большую чсать подобных произведений я бросаю читать где-то в первой трети первой книги. Но есть такие, что читаю до конца и с удовольствием.

С другой стороны, есль "Робинзон Крузо" Дефо. Есть "необитаемый остров" Верна. Есть "Янки при дворе короля Артура" Твена. Это же тоже обычное "попаданчество".

Так, что

И, увидя Потока, к нему свысока
Патриот обратился сурово:
"Говори, уважаешь ли ты мужика?"
Но Поток вопрошает: "Какого?"
"Мужика вообще, что смиреньем велик!"
Но Поток говорит: "Есть мужик и мужик:
Если он не пропьет урожаю,
Я тогда мужика уважаю!"

Это я к тому, что в любом жанре есть макулатура, а есть достойные произведения. И во всех жанрах макулатуры и графоманских поделок куда больше, чем достойных произведений.

Некоторые пейсатели лит-РПГ еще про Хайнлайна че-то вякают с самого днища... про "графоманию" :)

"Тысячелистник" Фантастический реализм - мой блог. Один-два раза в год что-то выкладываю, заходите. Чаще - нет времени.

>А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Тренировку дают. Навыки создания характеров в готовом сетинге, навыки логики сюжета.
Да и возможность получить читателя.

Только вот зачем фанфик выдавать за самостоятельное произведение когда у тебя Азерот или Император из-за каждого угла торчат - этого тоже не понимаю.

>Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества
Давай смотреть честно.
Таковой она была у 10-12 авторов. В МИРЕ. Не по "советскому союзу" - вообще по миру.
Приключенческих вещей всегда было больше чем научных потому что чистая НФ вроде как у Владимира Савченко или Кобо Абе довольно-таки скушна большей части читателей.
Из "Планеты Обезьян" сделали боевичок.
А талант Азимова, Кларка и Стругацких не всем завезён.

Меня больше пугает что детской фантастики новой нет. Есть гениальная "Мальчик и Тьма" и всё...

Только вот зачем фанфик выдавать за самостоятельное произведение когда у тебя Азерот или Император из-за каждого угла торчат - этого тоже не понимаю. - ну будем честны, не все выдают же. Вот, упомянутый мной Метельский - прямо написал фанфик по ЗВ ("Юнилинг"), правда в конце не удержался и отошел от канона, но попытка была очень неплоха :-)

А по детским... ну вот из "юношеской", нельзя не отметить очень неплохие вещи Садова. Это и "чистая" НФ (цикл Альвандера как пример), и "попаданство" (как хорошие примеры - "Рыцарь Ордена" и "Князь Вольдемар Старинов") и даже фэнтези антипопаданство ("Ледяная принцесса").
Более младшим, к сожалению, все забивает "Дисней", формируя и дальнейшее. Бабло победило все.

Качество таково, что читать почти всё невозможно. Но то, что надо еще найти что-то хорошее в море дерьма - еще больше снижает вероятность прочтения чего-то достойного.

Конечно же, с катастрофой смыслов и целей качество не могло не упасть. Возрастание же количества - естественный результат развития технологий.

Главная проблема тут - это то, что в отрыве от высоких смыслов нельзя сформулировать критерии качества произведения, иные, чем финансовая успешность автора или уровень пиара. Я убеждён, что даже в ворохе макулатуры должны встречаться хорошие произведения, но они никогда не будут прочитаны, т.к. некому рассказать, что они хорошие.

Так, что конечно, нужно говорить о том, чтобы появились новые авторы с иным отношением к будущему и к науке, прокладывающей путь в это будущее. Но не менее необходимо и проводить отбор уже написанного.

И вообще, ситуация с массово печатаемой графоманией фундаментально уже не изменится - так что нужно не думать о сокращении печати, а о том, как сделать, чтобы известными массовой публике становились прежде всего хорошие произведения. Это как доступность цифровых фотоаппаратов привела к падению среднего уровня - и жить, и устанавливать новые правила необходимо в условиях их засилья.

Бедная фантастика! Она опять кому-то что-то должна! Да еще и в таком варианте! "Нет фантастики, кроме научной - и Жюль Верн пророк её"

Бедное фентези! Оно, оказывается, теперь не форма, а приговор. Всё фэнтези - о конане и архаика до бесконечности.

Бедные, бедные мы! Как дальше жить-то в таком мире, когда нечто становится популярней "самой корявой фантастики" - когда понятно же, что самая корявая фантастика должны быть по определению популярнее любого другого жанра (опять - отнесли форму теперь уже не к приговору, а к жанру).

Кому-то одно нравится, кому-то другое.
Но!
Лично я после мартиновской "Игры престолов" понял, что даже фэнтези бывает такое, что прям ух. Хотя ко всякому такому - навроде "Властелина колец" всегда испытывал подспудную неприязнь.
Сам, кстати, Мартин говорил, что ему вообще-то без разницы где действие происходит - в научно-популярном космосе на звездолетах или в мире псевдосредневековья. Абсолютно любой хороший сюжет, по его мнению, можно в любом антураже подать - хоть так, хоть эдак. Потому что не антураж главное, а населяющие его люди.
Меня эта простая мысль очень сильно впечатлила.
Поэтому горестные речи, о том, что некий жанр - это приговор, меня уже не цепляют. Приговор - отсутствие таланта и ума.

К слову, если интересует настоящий Мартин, как он есть, а не в пересказе тех, кто его ничерта не понял - то прошу ко мне в журнальчег.

Edited at 2016-04-29 06:32 am (UTC)

  • 1
?

Log in